Протоиерей Иоанн (Иван) Алексеевич Верещагин
Весь жизненный путь протоиерея Иоанна Верещагина — это непрестанное восхождение на Голгофу, как и жизнь многих тысяч священников того времени, которые были гонимы советской властью. В воспоминаниях его дочери Марии приведены несколько эпизодов, которые ярко и наглядно иллюстрируют, что Господь, «неотступно пребывающий со своею Церковью» всегда был рядом с отцом Иоанном.
Во время первого ареста (который происходил под праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы), после обыска, отца Иоанна вывели на улицу для препровождения в тюрьму г. Пермь. «У дома была темная карета, в которую посадили папу. Мама попросила разрешение у начальства, которое сопровождало папу, чтобы ей разрешили сопровождать мужа туда, куда его повезут, т. е. до тюрьмы… В пути следования, по реке Каме, вдруг повозку остановили, маму конвоиры вывели из повозки под руки и отвели в сторону, «проявили гуманный жест», т. к. мама была в положении (за 2 месяца до моего рождения). Папу одного оставили в повозке и по распоряжению, сопровождавшего начальника, стали что-то подкладывать под повозку. После выяснилось, что хотели уничтожить папу, взорвать в пути, но видимо, не пришел час его смерти, фитиль не загорелся. С досады конвоиры плюнули и с издевкой сказали: «Видимо, есть Бог». Маму вернули в повозку и поехали дальше. Злой замысел не совершился».
В 1924 г. во время ссылки в г. Балаково, священника арестовывают в очередной раз и он снова оказывается на грани жизни и смерти. В этот раз Господь спас отца Иоанна через его супругу. «После того, как папу увезли в тюрьму, мама тут же пошла в ГПУ. Войдя в здание, в одном из кабинетов мама услышала стон отца и на звук вошла в кабинет, и, о ужас! На папе сидел милиционер и душил его. Неизвестно, то ли он сам хотел проявить «героизм», или ему было поручено справиться, но при появлении мамы, милиционер мгновенно выскочил из кабинета, а папу после осмотра медика и скорой помощи отпустили домой».
В следующий раз, вместе с отцом Иоанном хотели погубить все его семейство. «Через некоторое время приказали в 24 часа покинуть город Балаково и вернуться в город Вольск. Это было 30 марта… много народа было на берегу Волги, «ждали ледохода». Лед на Волге уже отошел от берегов. Опять же был умысел погубить и «умыть руки»… Выхода не было. Пришлось ехать на лошадях. Когда наша пара лошадей подъехала к берегу города Вольска, лошади рванули на берег и в воздухе раздался отчаянный крик людей, — все думали, что мы утонули. Но Бог милостив, мы с замиранием сердца, чудом выехали на берег».
Интересны воспоминания дочери отца Иоанна о поездке на «свидание с папой» в Соловецкий лагерь (СЛОН) около 1930 года: «Посредством некоторых людей нам сообщили, что находящиеся в лагере в Соловках жаждут причаститься Христовых Тайн, но строго секретно. Выполнить желание заключенных выпало мне. При выезде из Москвы на свидание в Соловки, священник одел мне на грудь Святую Дароносицу — «Причастие», которую я должна была передать только лично в руки папе. Вот мне, подростку, и пришлось под страхом смерти пролезть под проволочное заграждение лагеря, мгновенно передать папе Святую Дароносицу, которую он сам снял с моей груди. Я благополучно вернулась к маме, которая с замиранием сердца ждала меня на расстоянии от лагеря в поле. Нашей радости не было предела».
В начале нашего повествования мы не случайно сравнили жизнь отца Иоанна с восхождением на Голгофу. Священника арестовывали более шести раз, три раза он подвергался высылке, побывал в двух исправительно-трудовых лагерях и в конце жизни принял мученическую кончину. Долгое время родственники не могли добиться никакой информации о его судьбе после последнего ареста. Мария Верещагина (дочь отца Иоанна) вспоминала: «Мы подавали в розыск, на который получали много противоречивых ответов — «то он освобожден, то осужден по второму делу на второй срок, то скончался в месте заключения от сердечной недостаточности», — и все лгали. Наконец, из архивов Москвы и Магадана пришел ответ: «Верещагин Иван Алексеевич приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 15-го января 1937 года»» (Верещагина М. И. Тернистый путь моих родителей).
В составлении биографической страницы использованы сведения, присланные Ларисой Ивановной Володиной.
Верещагин Иван Алексеевич, протоиерей
- Дата рождения:26.10.1890
- Место рождения:Новгородская губ., Боровичский уезд, с. Мошенское (Николо-Мошенское)
- Дата смерти:15.1.1938
- Место смерти:г. Магадан
Супруга отца Иоанна Прасковья Петровна
Родственники
- отец — Верещагин Алексей Васильевич, протоиерей
- мать — Верещагина Екатерина Андреевна (11.11.1852 – не позднее авг. 1931). В 1930 как жена священника лишена избирательных прав. Проживала в с. Попово Боровичского уезда
- жена — Верещагина (Атаевская) Параскева Петровна (1886 – 10.08.1972, с. Заколпье, похоронена на сельском кладбище). В 1900 окончила Саратовское епархиальное женское училище. В 1908 работала учительницей Астаховского железнодорожного училища Рязанской губ.
- тесть — Атаевский Петр Григорьевич, псаломщик
- дочь — Верещагина Серафима Ивановна (29.11.1915 – ок. 1920)
- дочь — Верещагина Мария Ивановна (18.02.1918, г Архангельск – 6.10.2008, с. Заколпье, похоронена в ограде храма). Последние годы жизни служила в Христорождественской церкви с. Заколпье псаломщицей
- дочь — Верещагина Ольга (приемная; ум. 6.01.1929). В семье сохранилась версия, что она была подброшена на паперть. По предположениям родственников, это произошло в период с 1926 по 1928, когда отец Иоанн служил в Москве
- другие дети — дочери Нина и Зоя умерли в детстве во время ссылок.